Когда человек работает на себя, он по-другому себя ощущает

спецпроект при поддержке

Технологии развиваются, скорости соединения растут. Пользователи ожидают, что доступ к их любимому контенту будет одинаково быстрым в любой точке мира.

computer-keyboard-click

Тяжелый контент - видео, изображения, программы - нужно быстро отдавать пользователям, независимо от их количества и местоположения. Это большая нагрузка на сеть компании.

Избежать перегрузок сетевой инфраструктуры и сохранить высокую скорость и надёжность
передачи контента помогают
сети доставки контента -
CDN

(Content Delivery Networks)

CDNvideo - сеть доставки контента, чьи серверы размещены в 9 странах на 3 континентах. Мы помогаем компаниям во всём мире транслировать видео через интернет, ускоряем интернет-сайты, облегчаем загрузку игрового контента в онлайн-играх.

При использовании алгоритмов CDNvideo

вероятность буферизации


всего 5%

Наши клиенты:

  • телеканалы
  • радиостанции
  • высоконагруженные сайты
  • интернет-магазины
  • разработчики онлайн-игр
  • телекоммуникационные компании

Как я стал предпринимателем

CDNvideo

клиенты:
  • ВГТРК
  • РБК
  • Р-спорт
  • Рен ТВ
  • EuropaPlus TV
  • РИА Новости
ЛИДЕР КОМПАНИИ:
  • Ярослав Городецкий
год получения инвестиций от фонда РВК:
  • 2014
  • Как я стал предпринимателем

    Я закончил Физтех в 1998 году. Еще участь там, я понял, что в науку не пойду: занятие наукой в те годы почти гарантированно приводило к эмиграции, а мне больше хотелось зарабатывать на жизнь собственным умом, живя в России. Еще будучи студентом, я пошел работать — в 90-е годы все так делали, других вариантов прожить не было. Я попал в телекоммуникации и там потихоньку продвигался, рос как инженер. Сделал карьеру в компании Orange: от технического сотрудника дослужился до начальника отдела новых продуктов. Но, проработав в этой компании восемь лет, я почувствовал, что уперся в потолок. Я поменял работодателя, перешел в Alcatel, а потом в небольшую компанию CPM.

    Пока я работал инженером в крупной компании, для меня ведение своего бизнеса было чем-то запредельно страшным. Мне казалось, что нужно какой-то другой мозг иметь, чтобы договариваться с клиентами, решать оргвопросы с государством и все такое. А работая в небольшой компании, я увидел, что не так все сложно, что обычные люди могут зарегистрировать компанию, договориться с клиентом. Это стало для меня первым толчком в направлении открытия собственного дела. А потом еще пришло осознание, что я сам в состоянии себе ставить задачи и решать их, сам собою руководить, и именно в таком режиме мотивация работать у меня самая высокая.

    Идея бизнеса возникла в 2008 году. Я увидел, что в России не занята ниша услуг CDN (Content Delivery Network). На Западе сети доставки «тяжелого» контента — изображений, видео, программ — к этому времени уже успешно развивались в течение десятилетия. В России же на тот момент они отсутствовали как класс. Контент-провайдеры покупали дорогие интернет-порты у телекоммуникационных операторов, но могли через них качественно передать контент только в рамках Москвы или в лучшем случае европейской части России, а не по всей стране. Как раз в это время, с одной стороны, был бум широкополосного интернета в регионах, а с другой стороны, стали появляться компании, обладатели контента, который надо было доставить в регионы: Zoomby, Ivi и пр. Мне показалось, что моих знаний и возможностей хватит, чтобы собрать команду и занять появившуюся рыночную нишу. Для реализации этой идеи нужны были компетенции на стыке телекоммуникаций и интернет-приложений. Специалистов, которые бы сочетали в себе эти навыки, немного — обычно люди находятся в какой-то одной области, и им сложно выйти за ее рамки. А у меня как раз был бэкграунд из обеих областей, и я знал еще нескольких человек, которые умели разрабатывать приложения и понимали, как устроены телекоммуникационные сети. Мы решили, что у нас опыт уникальный, и он нам позволит добиться успеха. И в день, когда на календаре были три восьмерки (08.08.2008), мы решили начать свой бизнес. Время показало, что мы тогда не ошиблись.

    С первым крупным клиентом мы сразу стали выглядеть солиднее, за ним потянулись другие — вот как важно вовремя оказаться в нужное время в нужном месте.
    генеральный директор компании

    Ярослав Городецкий

    Дело техники

    Мы расставили серверы по стране и частично по миру. И написали алгоритм балансировки нагрузки между распределенными серверами, позволяющий распространять интернет-видео в наилучшем качестве максимальному числу интернет-пользователей. Но это техника. А вообще наш продукт легко описать: вот, например, заходите вы на сайт и хотите посмотреть размещенный там видеоролик, запускаете его, но вместо видео видите крутящийся кружок, или картинка зависает, или начинается пикселизация — квадратики появляются… А мы помогаем владельцу сайта, на котором вы смотрите это видео, быстро загрузить его на ваш компьютер или смартфон в максимально высоком качестве, и тогда вероятность того, что у вас на экране вместо картинки будет крутиться «кружок буферизации», грандиозно низкая, что-то около 5%.

    «Первые полгода
    были пахотой»

    На рынок мы вышли только в 2010 году — в 2008-м только возникла идея, потом начали деньги искать, но тогдашний финансовый кризис охладил пыл инвесторов. Когда мы наконец запустились, то готовы были на любые авантюры, только бы привлечь к себе внимание и найти клиентов. Помню, как мы ходили по выставкам с огромными плакатами с названием нашей компании (оно говорящее для тех, кто в теме). Да, такие вот были рекламоносители: девушка модельной внешности, которую акционеры подогнали, и я! Но, правда, у нее лучше получилось, визиток она больше меня собрала.

    Нашим первым клиентом был SoftLine, им нужно было организовать вещание с одного мероприятия, и мы подвернулись под руку. А потом, через полгода после основания, мы стали работать с ВГТРК. Мы вышли на них в тот самый момент, когда в июне 2010 года Apple отключил поддержку flash, и те, кто пытался смотреть каналы ВГТРК на «яблочных» устройствах, не могли этого сделать. А речь, в частности, шла о неудобствах для очень высокопоставленных пользователей: незадолго до этого Стив Джобс подарил айфон Дмитрию Медведеву. Объявили, что срочно надо обеспечить возможность вещания каналов ВГТРК на устройствах Apple. Кто быстрее эту задачу решит, тот и станет поставщиком ВГТРК по данной услуге. Мы были первыми, все сделали за две недели — у нас была очень высокая мотивация быстро решить задачу и необходимый опыт вещания видео. Так мы стали первыми, кто научился делать мобильное вещание в России. С первым крупным клиентом мы сразу стали выглядеть солиднее, за ним потянулись другие — вот как важно вовремя оказаться в нужное время в нужном месте. Конечно, нам повезло это сделать, но чтобы у нас появился шанс, нужно было пахать полгода без права на сон.

    Про деньги

    Когда мы решили заняться бизнесом, я прошелся по венчурным фондам. Но они не разговаривают с теми, у кого нет ничего, кроме идеи. Есть правило 3F (на начальном этапе поддержку ищут у трех F: friends, family и fools) — но у семьи денег не было, у меня тоже. Реально деньги получилось привлечь только от друзей. Собрал небольшую сумму на запуск, на то, чтобы расставить какое-то количество серверов и платить полгода зарплату людям. Как вы уже знаете, мы стали работать очень активно. И благодаря хорошему клиентскому портфелю смогли довольно быстро занять рынок.

    Еще в 2010 году мы получили субсидию от правительства Москвы. Тогда была программа: давали деньги малым предприятиям на производственные мощности. Мы купили на них много серверов, которых нам хватило на пару лет развития. В следующий раз мы привлекли инвестиции перед Олимпиадой в Сочи, чтобы серьезно «умощнить» свою сеть, — их дал нам созданный при участии капитала РВК венчурный фонд «Лидер-инновации».

    «Опыт, сын ошибок трудных»

    Конечно, ошибок за пять лет существования компании было много. Нам, слава богу, довольно быстро удалось запустить первый основной продукт — CDN — и в дальнейшем его успешно развивать. Если бы мы ошиблись, я бы с вами сейчас не разговаривал. Как я сейчас вижу, многие проблемы запуска стартапов связаны с перфекционизмом их основателей. Многим из них не хочется «ставить телегу впереди паровоза». Но не делать в момент запуска продукта — ошибка. Я имею в виду, что приходится еще до того, как все отточено, до создания качественного продукта выходить на рынок и продавать его. Люди, которые страдают перфекционизмом, этого не делают, и, соответственно, они обычно проигрывают время, не успевают занять рынок. Но, конечно, такой подход требует огромной мотивации и большого усилия команды в момент, когда нужно в авральном режиме, но при этом качественно доделать все, что наобещали.

    Как показывает практика, такой подход работает только в стартапах. Например, наша попытка второй продукт запустить в том же ключе, что и первый, провалилась. Поэтому с тех пор мы либо делаем новые продукты медленно, но верно, либо выделяем их в отдельные стартапы.

    Про будущее

    Когда мы начинали, ниша была пуста. Сейчас много игроков, но места всем хватает. Мы растем. Тем более что мы теперь не просто CDN, а техническая платформа для загрузки видео, то есть мы оказываем весь спектр услуг, необходимых для показа видео в интернете, — от кодирования видео до его публикации в плеере, запускаемом на пользовательском устройстве. Мы стараемся как можно ближе притянуть к себе клиентов, увеличить количество дополнительных опций, качество услуг. Сейчас в долларовом отношении рынок упал, и мы пытаемся выходить за границу. Помимо России и стран СНГ, у нас есть клиенты из Китая, Израиля и нескольких стран ЕС. Мы также активно работаем на рынке стран АСЕАН и надеемся в ближайшее время подписать там нескольких клиентов. Мы сейчас лидеры отечественного рынка в своем сегменте, как по выручке, так и по трафику. Кроме того, недавно нашего основного конкурента купил «Ростелеком», и мы остались единственным заметным независимым игроком на рынке. С покупкой конкурента у нас еще больше возможностей появилось — я думаю, что крупной компании тяжело развивать услуги так же быстро, как нам. А это на рынке CDN очень важно: постоянно внедряются новые стандарты видео, происходят изменения в требованиях клиентов и, как следствие, возникают новые бизнес-возможности. Вопрос в том, насколько мы сможем их «переварить» и превратить в реальный бизнес. Не знаю, что будет через несколько лет, но сейчас нам очень нравится то состояние, в котором мы пребываем. Есть много нерешенных задач, и их интересно решать. А что касается меня… Через пятнадцать лет мне будет почти 55 лет. Хотелось бы к этому времени компанию сделать самостоятельной, не требующей моего участия, и думать о более глобальных вещах. Не скрою, мне хочется расширять сферу, в которой я могу на что-то влиять. Возможно, из меня выйдет отраслевой эксперт или венчурный инвестор. Первый шаг в этом направлении я уже сделал — стал экспертом фонда «Сколково» и теперь в свободное время занимаюсь оценкой инновационных проектов. Если говорить более глобально, мне хочется помогать людям работать на себя, а в каком именно качестве — венчурного инвестора, представителя государственного института развития или создателя экосистемы наподобие App Store, — не так важно. Потому что когда человек работает на себя, он по-другому себя ощущает и приносит больше пользы и самому себе, и своей семье, и стране, и остальному человечеству.